ПЛОТЬ И ДУХ

Размещено Фев 23, 2015 в о насущном | 0 комментариев

Великий пост.

«Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне,» поет Церковь, причем один телесный пост без духовного не имеет никакой цены: «ничто же есть», по выражению нашего великого российского святителя Тихона Задонского, но и духовный пост без телесного не может быть успешным. Телесное воздержание необходимо для того, чтобы ослабить слишком сильную плоть, освободить дух от власти плоти, ибо, по учению Слова Божия, — а каждый сам может проверить это на собственном опыте, — плоть всегда желает противного духу. «Мудрование плотское есть смерть,» говорит святой Апостол Павел, «оно есть вражда на Бога, закону бо Божию не покоряется» (Рим. 8, 6-7).
По благословению настоятеля иеромонаха Тихона для пользы духовной предлагается труд Святителя Тихона Задонского «ПЛОТЬ И ДУХ».

Покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой,
nотому что голос твой сладок и лице твое приятно
Песн. 2,14

Яму вырыли мне гордые вопреки закону Твоему
Пс. 118,8

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу
Пс. 113,9

Предисловие

В сей книжице, во-первых, полагается Святое Писание, затем — учение Святого Иоанна Златоуста. После чего прилагается рассуждение ради простого народа.
Рассуждение не под каждой статьей полагается потому, что под другими статьями приведены сходные рассуждения, к рассмотрению которых и отсылается читатель.
Здесь не рассматриваются такие пороки как: убийство, разбой, ограбление, насилие, прелюбодеяние, блуд и подобные ради того, что все их за великие пороки признают; а только те пороки, которых люди нынешнего века или за малые или и вовсе за пороки не признают, которые, однако, не меньше вышереченных препятствуют спасению, да и других тяжких грехов виной бывают, как-то: злоба, зависть, лихоимство, сребролюбие, злословие.
Рассмотрено здесь, в чем состоит христианская должность, общая и взаимная, которая требует от нас веры, надежды и любви; также полагаются плоды любви, то есть: милость, примирение с ближним, отпущение согрешений ближнему, презрение мира, терпение и прочее.
Рассуждение полагается просто и кратко: просто, ради лучшего понятия; кратко, чтобы не скучно было чаще прочитывать читателю.
Если кому покажется в каком рассуждении нечто грубое, тому охотно объявляю, что здесь ищется польза, а не услаждение; спасение, а не человекоугодие.

Плоть и дух

Жuвущue по плоти о плотском помышляют; а живущие по дуxy — о духовном. Помышления плотские сутъ смерть, а помышления дуxoвныe — жизнь и мир, потому что плотские помышления сутъ вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могyт. Посему живущие по плоти Богу угодить не могyт (Рим. 8, 5-8).

Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Eгo (Рим. 8, 9).

Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим. 8, 12-13).

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим. 8, 14).

Попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13, 14).

Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы (Гал. 5, 16-17).

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22, 23).

Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление: а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. б, 8).

РАССУЖДЕНИЕ О ПЛОТИ И ДУХЕ

В человеке, христианскую веру восприявшем, два закона обретаются: закон плоти и закон духа, или закон удес и закон ума, как апостол Павел изобразил: В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего (Рим. 7, 23); или, как тот же апостол глаголет: плоть и дух: Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг дрyгy противятся (Гал. 5, 17).

РАЗЛИЧИЕ ЗАКОНА ПЛОТИ И ЗАКОНА ДУХА

Между сими законами непрестанная идет брань: что один хочет, от того другой отвращается; что плоть хочет, того дух не хочет.
Плоть хочет гордиться, величаться, превозноситься, но дух — смиренномудрствовать. Плоть хочет в славе и чести быть, дух же все это ни во что вменять. Плоть хочет упокоеваться, дух же — бодрствовать, трудиться.
Плоть хочет пьянствовать, веселиться, а дух — воздерживаться, поститься, за грехи сетовать. Плоть хочет вратам своим отмщевать, а дух — любить врагов, добро творить ненавидящим. Плоть хочет чужое похищать, а дух — и свое требующим раздавать. Плоть хочет сладострастиям своим угождать, а дух — целомудрствовать. Плоть хочет во всем волю свою исполнять, а дух — волю Божию. Так и в прочем плоть и дух противятся между собой.

РАЗЛИЧИЕ ПЛОТСКОГО
И ДУХОВНОГО МУДРОВАНИЯ

От сих двух противоположностей двоякое мудрование бывает: мудрование плотское и мудрование духовное.
Плотское мудрование есть, когда делается то, что хочет плоть; духовное мудрование есть, когда делается то, что дух хочет.
Мудрование плотское это: гордость, высокоумие, сластолюбие, невоздержание, блуд, нечистота, сребролюбие, хищение, роптание, злословие, вражда, ссора, злопомнение, мщение и прочее, что закону Божию противится.
Мудрование духовное это: смирение, воздержание, целомудрие, чистота, терпение, мир, кротость, непамятозлобие и прочее, что закон Божий хочет.
От двух же этих противоположных мудрований двоякий и противоречивый человек бывает: плотской и духовный. Кто что мудрствует, таким и человеком называется. Кто плоти подчиняется и думает о плотском, тот плотской человек; кто духу последует и плоть покоряет духу, тот духовный.

ЗНАК ПЛОТСКОГО И ДУХОВНОГО ЧЕЛОВЕКА

Плотской человек весь ум свой и замыслы имеет только к приобретению временных благ, а духовный всегда стремится к вечным.
Плотской человек служение свое проходит для прибытка временного; но духовный трудится к умножению славы Божией и пользы ближнего.
Плотской человек, если сделает что достойное похвалы, в сем веке ищет награждения; но духовный от Бога чает в будущем веке воздаяния.
Плотской человек хотя делает и похвальное, но делает ради тщеславия и приобретения суетной славы; но духовный все намерения простирает во славу Божию и в надежду жизни вечной.
Плотской человек перед всеми гордится возносится, ему никто не равен, выше всех себя ставит, всех презирает; но духовный пред Богом и людьми смиряется.
Плотской человек не терпит быть в презрении; но духовный с охотой то приемлет.
Плотской человек хулящего хулит, укоряющего укоряет, злословящего злословит, ненавидящего ненавидит; но духовный хулим утешается, гоним терпит, клянущего благословит, добро творит ненавидящему.
Плотской человек не любит искреннего; но духовный и от врагов своих любви своей не отъемлет.
Плотской человек памятозлобствует, и за малую обиду ищет отмщения; но духовный и за отъемлющих жизнь молится: Господи! не вмени им греха сего (Деян. 7, 60).
Плотской человек коварно, лестно, хитро со всяким поступает; но духовный ко всем простосердечен.
Плотской человек грабит и похищает; но духовный щедро уделяет требующим.
Плотской человек непримирителен; но духовный и с ненавидящими бывает мирен.
Плотской человек склонностям и вожделениям нечистым последует; но духовный чистоте и целомудрию прилежит.
Плотской человек разум свой употребляет всегда или на свою корысть, или на разорение ближнего; но духовный все свое тщание полагает на созидание братии. И потому плотской человек обществу вреден, а духовный полезен.
Плотской человек всякий грех за ничто считает; но духовный от всякого и малейшего греха бежит, как от змеи.
Плотской человек надежду свою полагает на честь, на богатство, на силу, на своих покровителей; но духовный упование свое возлагает на помощь Вышнего и милостивый Промысл Творца своего.
Плотской человек по премногу опасается лишиться чести, богатства, изгнанным быть; но духовный на все это с охотою, или великодушием, готов.
Плотской человек не хочет с жизнью временной расстаться; но духовный с радостью желает разрешиться от телесных уз.

КОНЕЦ ПЛОТСКОГО И ДУХОВНОГО ЧЕЛОВЕКА

Плотскому человеку смерть люта: убъеm грешника зло, — говорит Псалмопевец (Пс. 33, 22); но духовному мирна.
Плотской, умирая временно, умирает и вечно, но духовный через смерть к вечной приходит жизни.

ПОСОБИЕ В ПОДВИГЕ
ПРОТИВ ЗАКОНА ПЛОТСКОГО  ИЛИ  ПЛОТИ

Божия благодать, без которой не можем добра творить. Благодать Божия испрашивается усердной, частой и смиренной молитвой. Просите. и дано будет вам; ищите, и найдете; стyчите, и отворят вам (Мф. 7, 7).
Стараться прилежно противиться природной злобе и понуждать себя на доброе, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).
Доброе во младых летах воспитание. От воспитания зависит все житие.
Помышлять, что за преступление закона Божия и временная посылается от Бога казнь.
Помышлять и твердо держать, что хотящему и тщащемуся ничто не неудобно. Бог бо всемогущий помогает хотящим и тщащимся.
Или подвизаться против греха, и со Христом здесь и в будущем веке участие иметь в Царствии Его, или покоряться греху и с диаволом осужденну быть на веки бесконечные: единое из двух следует непременно.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели